Охридская архиепископия (историческая)

Материал из gottod
Версия от 12:45, 6 марта 2024; Maintenance script (обсуждение | вклад) (Охридская архиепископия (историческая))
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)

О́хридская архиепи́скопия (макед. Охридска архиепископија , греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος) — православная автокефальная церковь , существовавшая в 1019—1767 годах. За время своего существования много раз меняла свои границы.

История[править]

Под властью византийцев, болгар и сербов[править]

caption Охридская архиепископия в 1020 году

В 1018—1019 годы, когда в Болгарии установилось господство византийцев Болгарская патриархия (болг.) (императора Василия ІІ Болгаробойцы была понижена рангом и преобразована в автокефальную «Архиепископию Охридскую — Юстинианой Первой и всея Болгарии» (греч. Αρχιεπίσκοπος της πρωτης 'Ιουστινιανης και πάσης Βουλγαριας) , Охридская архиепископия не входила в состав Константинопольского патриархата и была изначально автокефальной архиепископией для болгар , сербов , албанцев и аромун .

В состав архиепископии входили епархии албанских и болгарских земель, Эпира и Фессалии . Границы архиепископии остались теми же, что и при болгарском царстве времён царя Самуила . Всего количество епархий достигало 31. Таким образом, Охрид стал значительным центром славянской православной культуры. Однако терпимость Византийской империи по отношению к славянам закончилась после смерти императора Василия ІІ в 1025 году, когда на кафедры стали ставиться греческие епископы, проводящие политику ассимиляции (эллинизации) местного славянского населения. В ХІІ веке была разработана теория о преемства архиепископии от Примы Юстинианы.

По некоторым данным, до 1037 года Киевская митрополия подчинялась Охридской кафедре, а не Константинопольской Цареградской патриархии .

После восстановления Болгарского государства (1185) диоцез Охридской архиепископии вошёл в Болгарском царстве (1204—1206) и существовал наряду с Тырновской архиепископии, а затем остался в границы княжества болгарского деспота Стреза.

Со смертью князя Стреза в 1215 году, Охрид потерял часть южных епархий и Струмицы вследствие раздела княжества между Фессалониками и Эпиром .

После того как Охрид перешёл под власть Эпирского деспота Феодора Комнина вновь начался период подъёма. Патриарх Константинополя попытался упразднить автокефалию, но деспот и архиепископ активно этому воспротивились, и Охриду даже удалось вернуть некоторые епархии (в том числе Скопье). Во внутренней борьбе между греческими и болгарскими епископами при поддержке Феодора Комнина победу одержали греки, которые в итоге изгнали болгарских епископов (1219 год). В том же 1219 году из диоцеза Охридской архиепископии выделилась Печская архиепископия .

К 1230 году Охридская архиепископия, вероятнее всего, перешла под власть болгарской Тырновской патриархии (до 1246 года).

В 1334 году диоцез Охридской архиепископии попал в набиравшее силу Сербское государство, которое в 1346 году было объявлено царством.

Во время правления Стефана Душана глава Охридской церкви свободно выбирался епископами и светская власть не оказывала давления на Охридскую православную церковь.

Под османским владычеством[править]

В XIV веке территория Охридской Церкви распадается на ряд княжеств и начинает постепенно попадать под власть турок.

В начале XV века Софийская и Видинская епархии отторглись от Константинопольской церкви и перешли к Охридской. К ним присоединились Валашская и Молдовская митрополии, а позже и православные общины Далматии и Италии. Несмотря на расширение Архиепископии турки наносили церкви огромный ущерб, разоряя страну. Кроме того, проводилась исламизация края. В 1598 году архиепископ был обезглавлен турками в Велесе .

После восстановления Печской (сербской) патриархии в 1557 году в её состав не только старые сербские епархии вошли, но и некоторые исконно Охридские, например Скопье, , Разлог .

Урезанная Охридская архиепископия, находившаяся преимущественно в пределах Македонии, в XVIII веке становится центром зарождения болгарского национального пробуждения . Однако, к этому времени правящие посты в по большей части были прочно заняты греками- фанариотами , сторонниками греческих национальных или имперских реставрационных идей. К середине. К середине века положение архиепископии было довольно тяжёлым, велики были её долги. Константинополский Патриарх смог убедить султана , что независимые церкви среди нелояльных славян вредны и опасны, да ещё и неплатёжеспособны. В январе 1767 года султан упразднил автокефальную архиепископию, подчинив её Константинопольскому патриархату (как Преспанскую митрополию) . 17 мая 1767 года архиепископ Охридский Арсений II подписал акт о своей отставке, что означало конец автокефалии.

Возрождение Охридской церкви[править]

В XIX веке память о сравнительно недавно упразднённой Охридской архиепископии подогревала желание болгар вести борьбу за восстановление независимой Болгарской Церкви . После провозглашения Болгарского экзархата (1870) сообразно с политическими реалиями, центром воссозданной Болгарской церкви стал не Охрид, но столичные Константинополь , а затем (1914) — София .

В 1913 году Охридская кафедра переходит в состав Сербской православной церкви , затем в 1915—1918 годы — Болгарской, с 1919 — Сербской, с 1941 — Болгарской, и, наконец, с 1945 года утвердилась в составе Сербской.

Новый опыт возрождения Охридской Церкви воплотился в начале 1940-х годов в движение за образование независимой Македонской православной церкви , что и последовало на территории Македонии в рамках Сербского Патриархата в 1959 году. Однако предводители новой Македонской церкви, не довольствуясь автономией стремились к полной независимости, и в 1967 году при поддержке властей пошли на разрыв со священноначалием.

Урегулирование статуса церкви[править]

9 мая 2022 решением Священного синода Константинопольского патриархата признана в качестве поместной церкви на территории Северной Македонии — под именем Охридская церковь; урегулирование административных вопросов уступалось усмотрению Церкви Сербии; иерархия, клир и паства под руководством архиепископа Стефана Веляновского принимались в евхаристическое общение . 19 мая предстоятели СПЦ и МПЦ совместно совершили литургию в Храме Святого Саввы в Белграде .

24 мая 2022 года Сербский патриарх Порфирий объявил о признании автокефалии МПЦ . 9 июня 2022 года на вечернем богослужении в храме монастыря Балыклы в Стамбуле патриарх Варфоломей вручил архиепископу Стефану патриарший и синодальный акт о принятии Церкви Северной Македонии в литургическое общение (решение Священного синода Константинопольского патриархата от 9 мая 2022) .

Епископы[править]

Примечания[править]

  1. Иванов Й. от 29 октября 2013 на Wayback Machine . — София: БАН, 1970. — С. 590—591.
  2. (болг.) («Българи родом.» // Комитопулите в летописната и историографска традиция. В. Т.: Университетско издателство «Св. св. Кирил и Методий», 2009.
  3. (болг.) (Българската християнска цивилизация и българските манастири. — С. 2001.
  4. Снегаров И. от 10 июля 2012 на Wayback Machine . — София, Кооп. печ. «Гутенбергъ», 1924.
  5. Трендафил Кръстанов, Охридска архиепископия // Кирило-Методиевска енциклопедия . т. II. / (болг.) ((кольектив) — София: изд. на БАН, Институт за литература; акад. издателство «Марин Дринов», 1995. — С. 899—903. — ISBN 954-07-0463-4 (т. II).
  6. от 5 февраля 2012 на Wayback Machine // (болг.) (, Темелски Х. Църква и църковен живот в македония. — София: (болг.) (, 2003.
  7. Михаил Дмитриевич Присёлков . от 14 января 2021 на Wayback Machine
  8. Первушин М. В. от 12 ноября 2020 на Wayback Machine // Вестник славянских культур. — 2016. — № 3 (41). — С. 24—36.
  9. ↑ от 12 декабря 2013 на Wayback Machine // Скурат К. Е. История Православных Поместных Церквей
  10. Павлов П. от 12 декабря 2013 на Wayback Machine // Литературен свят
  11. Матковски, Ал. Односите помегу Охридската архиепископија и османската држава. // ГИНИ. Т. XVI, № 2.
  12. (греч.) . Φως Φαναρίου (9 мая 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. 9 мая 2022 года.
  13. (греч.) . www.naftemporiki.gr (5 сентября 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. 10 мая 2022 года.
  14. (неопр.) . ec-patr.org (9 мая 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. 10 мая 2022 года.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 19 июня 2022. 19 мая 2022 года.
  16. (неопр.) Дата обращения: 19 июня 2022. 19 мая 2022 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 19 июня 2022. 20 мая 2022 года.
  18. от 25 мая 2022 на Wayback Machine . 24.05.2022
  19. от 7 июня 2022 на Wayback Machine . 24.05.2022
  20. (неопр.) . pravlife.org (10 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. 10 июня 2022 года.
  21. (греч.) . orthodoxianewsagency.gr (10 июня 2022).


См. также[править]

Ссылки[править]

  • от 25 октября 2011 на Wayback Machine (макед.) , (англ.)
  • от 11 декабря 2021 на Wayback Machine (макед.) , (рус.) , (англ.)
  • от 11 ноября 2011 на Wayback Machine (макед.) , (англ.) , (рус.)
  • Пламен Павлов. от 12 декабря 2013 на Wayback Machine